Хроники отечественных "побед" фарминдустрии...
«Арепливир», «Авифавир» и «Коронавир» — отечественные аналоги препарата Avigan от Fujifilm Toyama Chemical. Патент японской фирмы истёк в 2019 году, и с тех пор делают дженерики.
Действующее вещество у них одинаковое: фавипиравир. Это близкий родственник Рибавирина, который уже исключён из временных рекомендаций лечения ковида.
Применение фавипиравира при COVID-19 — очень спорный вопрос. Препарат создавали для борьбы с гриппом, но частота осложнений оказалось такова, что с 2014 года в Японии его оставили только для лечения тяжёлых форм.
Также его запретили применять у беременных: эксперименты на животных показали тератогенный и эмбриотоксический эффекты (появление врождённых уродств и тяжёлых нарушений развития у потомства).
Фавипиравир накапливается в сперме. Принимавшим его мужчинам показана контрацепция на всё время лечения + 3 месяца после.
Женщинам контрацепция также нужна во время лечения и ещё месяц после него. При случайной беременности выполняется ранняя диагностика патологий развития плода и решается вопрос о медицинском аборте.
Фавипиравир действует там, где происходит активный синтез белка. Он может вызывать нарушения в развитии органов, поэтому до 18 лет его не назначают.
У взрослых, принимавших фавипиравир, отмечались проявления печёночной и почечной недостаточности, повышенное содержание солей мочевой кислоты в крови, угрожающие жизни нарушения ритма сердца и другие нежелательные явления.
Все они были дозозависимыми, но временная схема при COVID-19 как раз предполагает высокие дозы: от 600 до 1600 мг (3 – 8 таблеток) каждые 12 часов курсом до 2 недель (стоимость курса такого лечения при текущих ценах доходит до 78,5 тысяч рублей — прим. ред.).
В стационаре такая схема может применяться от безысходности, а её амбулаторное назначение нарушает главный принцип медицины: "Не навреди!".
Подобные ошибки уже были с мефлохином и хлорохином. Из-за их необоснованного назначения у пациентов усугублялась тяжесть состояния, а в эпикризе хотелось написать: «Несмотря на проведённое лечение, пациент выжил».
Даже у себя на родине препарат не используется в лечении COVID-19. При этом Япония бесплатно предоставила его 20 странам для исследований антиковидной активности ещё в апреле.
Убедительных данных об эффективности фавипиравира при COVID-19 до сих пор нет, а вот побочные явления серьёзные.
В связи с этим эксперты Департамента здравоохранения США не рекомендуют его для лечения новой коронавирусной инфекции.
Однако фавипиравир получает распространение в тех странах, где уровень медицины ближе к народной, чем к доказательной.
Дженерики на основе фавипиравира включены во временные рекомендации лечения COVID-19 в Китае, Индии и России. На очереди Бангладеш.
«Арепливир» — это ещё одна торговая марка фавипиравира, зарегистрированная по ускоренной схеме Постановления № 441.
Российское исследование было выполнено в духе «военного времени» (сжатые сроки, малая выборка, слабая рандомизация, отсутствие «ослепления», отказ от обсуждения результатов с независимыми экспертами и конфликт интересов).
Оно проходило с 21 мая по 20 августа 2020 года. За выполнение протокола отвечал главный уролог Минздрава РФ, академик Дмитрий Пушкарь. Результаты клинических испытаний в открытом доступе до сих пор не опубликованы.
Разработчики «Арепливира» рекомендуют начинать приём в первые 48 часов заболевания пациентам с легкой и средней формой течения.
Выполнить данную рекомендацию невозможно, поскольку среднее время от заражения до появления симптомов составляет 6 дней, а от взятия образца до подтверждения диагноза ОТ-ПЦР — 5 дней.
С большой вероятностью без приёма «Арепливира» пациенты из группы «лёгких» и так бы вылечились от COVID-19.
Съедая горсть таблеток в день на домашнем лечении они гарантированно заработают массу осложнений, а отказ от госпитализации пациентов средней тяжести приведёт к тому, что им не окажут вовремя помощь при ухудшении состояния.
Отдельный этический вопрос — цена «Арепливира». Ни один дженерик фавипиравира не стоит $160 за пачку в 40 таблеток по 200 мг.